Специалист HR-трансформации
Специалист HR-трансформации высокого уровня помогает перестроить структуру компании и подобрать персонал на должности, открытые в процессе решения проблем партнерских отношений
Главной задачей HR-специалиста является грамотное управление людскими ресурсами предприятия. Он организует систему подбора персонала, адаптирует новых работников, отслеживает психологическое состояние сотрудников, ведет кадровый документооборот. Для выполнения этих обязанностей в полном объеме менеджер должен хорошо разбираться в Трудовом кодексе, уметь проводить аналитические исследования, владеть приемами психологии и дипломатии.
Здесь следует уточнить, что таких профессионально подготовленных сотрудников стали чаще привлекать к переговорным процессам и это решение в большинстве случаев дает положительные результаты.
Участие HR-специалиста в переговорах
В процессе переговоров HR-специалист использует свои знания в области психологии и с помощью наводящих вопросов помогает партнерам: понять их скрытые интересы и истинные мотивы; сгенерировать разные варианты решения спорных вопросов; реалистично оценить альтернативные предложения и выбрать, устраивающий обе стороны, способ урегулирования острых проблем.
В ходе встречи HR-медиатор должен быть постоянно сосредоточен на интересах обеих сторон. Он оценивает уровень эмоционального накала и роль рациональной составляющей. На основании сделанных выводов переговорщик выбирает тот способ общения, который позволяет найти решение, удовлетворяющее интересы бизнеса.
Нужно отметить важную роль HR-специалиста в организации и проведении сложных малоперспективных переговоров. В дискуссии он поспособствует снятию напряженности с обеих сторон, добавит в обсуждение больше конструктива, поможет реально оценить возможности и намерения оппонента, постарается уберечь от разочарований. Все это возможно благодаря тому, что HR-менеджер обладает знаниями в самых различных областях (принципы коммуникации; приемы психологии; правила делового общения; упражнения самоконтроля) и умеет их грамотно применять на практике.
Проведение HR-трансформации бизнеса
По итогам переговоров HR-специалист поможет осуществить трансформацию партнерского бизнеса под изменившиеся условия конкурентной борьбы и с учетом обновленной стратегии развития. Дело в том, что в рамках таких преобразований может потребоваться провести ряд кадровых мероприятий. Например, оперативно изменить штатное расписание или ускоренными темпами переориентировать команду сотрудников на новое мышление.
Как правило, это необходимо для закрепления результатов переговорного процесса и с целью качественного выполнения достигнутых договоренностей, но с учетом динамики роста ожиданий сотрудников.
HR-трансформация совсем не означает коренное преобразование финансово-хозяйственной деятельности компании. Обычно целенаправленным преобразованиям подвергаются обязанности HR-менеджеров, чтобы сделать приоритетным быстрое развитие функционала управления персоналом и добиться полной поддержки сотрудниками проводимой стратегии и поставленных целей.
Как происходит HR-трансформация?
Система управления персоналом содержит несколько базовых компонентов и конкретно эти составляющие подлежат трансформации.
Непосредственное руководство HR и его стратегия.
Начальник отдела кадров по-старому, или директор по кадрам по-новому, непосредственно отвечает за политику управления людскими ресурсами. Он контролирует проведение HR-менеджерами запланированных мероприятий и операций.
Результаты переговоров могут настолько кардинально повлиять на последующую деятельность компании, что этому руководителю потребуется проявить большую гибкость и способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. Более того, теперь директор по персоналу обязан не просто курировать HR-функции, а в полной мере способствовать процессу развития бизнеса. Он должен мыслить и оперировать в масштабах компании, находить талантливых и инициативных сотрудников, распределять лидерство между своими подчиненными в системе управления персоналом.
В начале процесса трансформации необходимо совершить следующие действия:
- Детально разработать обновленную кадровую стратегию, соответствующую новым реалиям партнерского бизнеса.
- Сделать корректировку стратегических и текущих приоритетов.
- Провести анализ проявляющихся тенденций на отечественном рынке труда.
- Сравнить и зафиксировать текущие потребности бизнеса с действующими приоритетами.
При составлении прогнозов и разработке обновленной кадровой стратегии по итогам проведенных партнерских переговоров необходимо опираться на аналитические выкладки по рынку труда и свежую аналитику талантов.
В обязанности HR-руководителя входит:
- Разработка общей стратегии HR и ее адаптация к текущим изменениям бизнеса.
- Своевременное предоставление основных входных данных, необходимых для дальнейшей разработки обновленной бизнес-стратегии.
- Изменение и корректировка функционала управления персоналом под текущие потребности бизнеса.
- Оптимизация и корректировка бюджета HR.
При разработке кадровой политики необходимо перенести акценты на взаимоуважение, открытость и милосердие.
Действующая операционная модель по управлению людскими ресурсами (HR)
Следует отметить, что данная операционная модель является одной из главных составляющих стратегии предстоящего преобразования системы управления людскими ресурсами. Это эффективный способ быстро организовать и объединить HR-команду для разъяснения пользы нововведений своим сотрудникам, постоянным клиентам и другим заинтересованным лицам.
В первую очередь рекомендуется провести анализ действующей операционной модели. Здесь нет мелочей, необходимо учесть каждый фактор: от обязанностей HR-менеджеров и общей структуры внутренних служб, до порядка взаимодействия HR-менеджеров с руководством и процедуры применения новейших технологий.
Каждый HR-руководитель обязан знать и понимать поставленные стратегические цели перед системой управления персоналом и своей компанией, а в случае необходимости корректировать эти цели под особенности постоянно изменяющейся бизнес-среды.
Умения, навыки и специальные знания
Для оперативного решения первоочередных задач бизнеса в сложных и изменчивых условиях члены HR-команды обязаны разработать нестандартные методы работы, а также развивать и совершенствовать дополнительные компетенции талантливых сотрудников.
IT-технологии и другие нововведения
Использование технологий на иных физических принципах может как помочь повысить эффективность деятельности компании, так и вызвать сильное недовольство со стороны сотрудников, например, некоторые люди негативно относятся к искусственному интеллекту или роботизированным конвейерам.
Внедрение различных технологических новшеств должно содействовать работе сотрудников, а не усложнять ее еще больше. Поэтому необходимо проводить соответствующие разъяснения и дополнительное обучение работников.