Юрист (адвокат) в роли модератора переговорного процесса между партнерами

Юристы-модераторы

Главной задачей юриста-модератора является грамотное управление обсуждением нерешенных проблем, спорных моментов, острых тем. В процессе дискуссии он отвечает на возникающие правовые вопросы и разъясняет участникам конкретные нормы действующего законодательства.

Профессиональный юрист-модератор должен:

  • правильно и в полном объеме донести важную информацию до собравшихся;
  • вовлечь в диалог как можно больше участников мероприятия;
  • понимать взгляды на проблему оппонентов и стараться найти точки соприкосновения;
  • снижать накал дискуссии и переводить ее в позитивное русло;
  • по итогам обсуждений составить партнерское соглашение для закрепления достигнутых договоренностей.

Как правило, этого специалиста приглашают на конференции, ток-шоу, интернет-форумы, другие мероприятия. Но чаще он востребован на переговорах, когда предыдущие попытки достичь взаимного соглашения зашли в тупик или необходимо разрешить сложную конфликтную ситуацию. Кроме того, юрист-модератор понадобится, если по результатам переговоров стороны планируют заключить гражданско-правовой договор. 

Переговоры между партнерами

Обмен мнениями в семье или на работе – простой пример переговоров между партнерами. В этом случае не требуется тщательной подготовки или специальных навыков, чего нельзя сказать о переговорах на профессиональном уровне. Такой способ взаимодействия между партнерами требует юридического сопровождения, психологической подготовки и грамотной модерации. Для решения перечисленных задач, как правило, приглашают квалифицированного юриста (адвоката).

В процессе проведения партнерских переговоров юрист прилагает максимум усилий, чтобы достичь соглашения в интересах и с учетом требований обеих сторон. В сложных ситуациях, когда необходимо найти выход из, казалось бы, тупикового положения, он может взять на себя функции модератора.

Целью модератора является выяснение реалистичных версий решения обсуждаемой проблемы и плавный подвод участников дискуссии к возможности выбора того варианта, который они посчитают наиболее приемлемым. При этом юрист не принимают сторону одного из оппонентов – он выступает за взаимопонимание партнеров и заинтересован в объединении интересов каждого участника встречи. Данная особенность переговоров является самым трудным моментом в работе модератора. Он должен обладать выдержкой, профессионализмом и высоким уровнем знаний в области управления бизнес-процессами.

Подготовка модератора к переговорам

На стадии подготовки модератор должен понять, на кого конкретно и какое именно психологическое воздействие следует оказывать в процессе переговоров, чтобы убедить стороны в необходимости поиска и принятия мирного решения по имеющимся проблемам, спорным вопросам или конфликтным ситуациям. Для этого юрист должен собрать и проанализировать доступную информацию о каждом участнике предстоящих дискуссий: личные качества; мотивы поведения; скрытая заинтересованность, хобби и т.д.

Способов получения необходимых сведений множество. Знакомые, контрагенты и сослуживцы могут предоставить большое количество полезной информации о пристрастиях, предпочтениях и характере каждого из участников будущих переговоров. Еще одним источником данных могут стать социальные сети и мессенджеры. Даже по почерку и манере изложения мыслей в текстах можно судить о свойствах личности, способности приписывать свои поражения внешним факторам и об уровне внушаемости в диалоге.

Предварительная работа юриста-модератора перед совместной дискуссией:

  • подробно изучить аргументы сторон в защиту своих интересов;
  • обозначить цели и задачи будущих переговоров;
  • подготовить с представителями договаривающихся сторон программу-минимум и программу-максимум встречи;
  • разработать несколько вариантов проектов соглашений;
  • выбрать место проведения переговоров – нейтральная территория способствует достижению положительных результатов.

Перед началом переговорного процесса юрист должен соответственно настроиться, приготовиться к всплеску эмоций и психологическому противостоянию, быть уверенным в себе и своих доводах.

Поэтапная модерация переговоров между бизнес-партнерами.

  • Оценка психологического и эмоционального состояния собеседников.

Начинать разговор рекомендуется только после оперативной и всесторонней диагностики состояния каждого участника встречи.

Жестикуляция, мимика и манеры разговаривать дают возможность судить о темпераменте собеседника, о его интеллектуальных способностях и ценностных ориентирах.  

Эту оценку следует учитывать при дальнейшем общении и соответственно откорректировать стиль своего поведения – подобрать скорость своей речи, ее разборчивость, тон и громкость голоса. Такой подход значительно усилит эффект от высказываний и реплик модератора, позволит оказать требуемое психологическое воздействие на участников дискуссии.

  • Начало встречи, налаживание контактов.

В первую очередь необходимо составить план беседы или дискуссии, оговорить полномочия каждого участника встречи и установить с ними дружеский психологический контакт.

Есть несколько способов расположить к себе переговорщиков. В частности, рекомендуется отказаться от принципа «взять быка за рога» и начать беседу на отвлеченную тему. Это поможет успокоить оппонентов и нормализовать их психическое состояние.

В противном случае представители сторон могут начать нервничать, злиться или опасаться подвоха, что только снизит их договороспособность. Продолжить беседу целесообразно не с разногласий и претензий, а с тех вопросов, по которым у участников обсуждения существуют схожие взгляды и позиции.

  • Модерация основной части переговоров.

В зависимости от обстоятельств и уже выявленного настроения участников переговорного процесса, модератор может выбрать стратегию мягкого или жесткого подхода.

Юрист-модератор либо требует уступок с обеих сторон для достижения взаимовыгодных соглашений, либо просит проявить благородство и сделать некоторые уступки для достижения справедливого мира. Модель поведения юриста (адвоката) может отличаться от приведенных выше.

В конечном счете все зависит от того, какие цели поставлены – быстрое решение острых проблем или проработанные долгосрочные договоренности. Модератор должен иметь в своем запасе самые разные стратегии и использовать их по мере необходимости. Он обязан знать и своевременно выявлять главные признаки манипуляций, чтобы исключить их влияние на ту или иную переговорную сторону.

  • Завершение переговоров, подведение итогов.

По результатам проведенных переговоров юрист (адвокат) оформляет достигнутое соглашение и дает его на подпись партнерам.

Если стороны ни о чем не договорились, то отмечается намерение о проведении следующей встречи. Завершить встречу рекомендуется на положительной ноте.

Необходимо, чтобы партнеры поблагодарили друг друга за проведенную беседу и потраченное время, выразили надежду, что следующее обсуждение пройдет более продуктивно.

Выбрать удобный вариант сесии
Получить первичную консультацию специалиста
Задать вопрос специалисту Узнать стоимость услуги