Бизнес-партнер
По общему определению, партнер – это полноправный и равнозначный участник совместных мероприятий, операций и других действий. Он разделяет интересы и цели напарника, берет на себя определенную долю ответственности и в сложной ситуации всегда готов «подставить плечо». О партнере говорят, когда организуют спортивные или карточные игры, танцуют или женятся, снимают квартиру или занимаются предпринимательской деятельностью.
В бизнесе партнером может быть, как частное физическое, так и юридическое лицо со статусом равноправного участника, что закрепляется соответствующим договором. Такой компаньон помогает решать задачи стратегического, управленческого, экономического и производственного характера. Он делит с напарником не только успех и прибыль, но также обязанности и ответственность, убытки и неудачи.
В деловой среде понятие «партнер» может иметь две интерпретации:
- Один из создателей компании любой формы собственности, официально зарегистрированной на двух и более физических или юридических лиц.
- Компании, которые осуществляют формальное сотрудничество, непредусмотренное уставными документами участников.
Близким по смыслу и схожим по значению является термин «контрагент». Он предполагает наличие определенных договорных отношений на уровне плодотворного сотрудничества.
Партнерские отношения внутри организации
Как правило, партнерами становятся близкие друзья, решившие начать свое дело и совместно вести предпринимательскую деятельность. Существует много позитивных примеров бизнеса с большим количеством друзей партнеров, но наибольшее распространение получили «дуэты», когда только два человека, безусловно доверяющие друг другу, умело и упорно ведут свой бизнес «сквозь тернии к звездам».
Начинающие предприниматели выбирают эту форму сотрудничества и такой способ ведения бизнеса по следующим причинам:
- Легче решиться на новое дело, если у тебя в напарниках достаточно близкий человек.
- В тандеме единомышленников сходные цели, общие ценности и одинаковые установки.
- Высокий уровень мотивации, поддерживаемый обеими сторонами.
- Совместное управление и согласованное принятие ответственных решений снижает вероятность допущения ошибок.
- Можно просчитать основные риски и разделить финансовую ответственность.
Нужно отметить, что по официальной статистике, подавляющее большинство начинаний в бизнесе было осуществлено группами предпринимателей, которые объединились на принципах партнерских отношений.
Главными признаками партнерства считаются:
- партнерские отношения прописаны в уставных документах организации;
- наличие вклада в общее дело, внесенного в любом доступном виде – материальный, профессиональный, финансовый.
Основные недостатки партнерских отношений
Главная проблема партнерских отношений – значительное усложнение схемы управления предприятием. Трудность в том, что в процессе принятия управленческих решений необходимо учитывать, как объективные, так и сугубо личностные факторы. И это на фоне того, что данный вид деловых отношений в действующем законодательстве прописан слабо, а определение партнера в Налоговом и Трудовом кодексе вообще отсутствует.
Кроме того, к недостаткам партнерства нужно отнести психологический фактор, когда эмоциональная составляющая во взаимоотношениях между партнерами превалирует над рациональной частью.
Возможны следующие конфликтные ситуации в бизнес-партнерстве:
- В случае временной неудачи партнеры склонны винить друг друга, хотя совсем недавно говорили, что хорошие результаты деятельности – общий успех.
- Один партнер считает, что другой пытается «прибрать бизнес к своим рукам». Это происходит из-за размытой границы между сферами влияния и ответственности, а также из-за плохо продуманного порядка распределения полученной прибыли.
- Невозможно принять общее решение по управлению компанией. Партнеры не могут договориться по ключевым вопросам и постоянно отменяют распоряжения друг друга.
- Возникают подозрения, недосказанности и разногласия. Нельзя развивать бизнес на одном только доверии – грамотный финансовый учет поможет устранить большинство недоразумений.
- Иногда одна из сторон предполагает, что другая занимается кознями и договаривается с конкурентами. Сомнения в добросовестности и лояльности представляют собой богатую почву для ссор и конфликтов.
Рекомендации по недопущению конфликтов между партнерами
Совместный бизнес будет успешным и плодотворным, а взаимоотношения не станут приносить огорчения, если следовать правилам, выработанным на базе многолетнего опыта отечественных предпринимателей.
- При регистрации компании прописать совладельцам равные доли – не лучшая идея. Кажущаяся справедливость может сослужить плохую службу и попортить много нервов. Равноправие сторон только усложняет конфликт, растягивает его, обескровливает обе стороны и может привести к полному краху бизнеса.
- Один из партнеров должен быть чуть-чуть главнее остальных. За кем будет последнее слово, тот и берет на себя всю полноту ответственности. В противном случае оперативность в принятии ответственного управленческого решения теряет свой смысл, так как для его реализации требуется одобрение каждого собственника, а это иногда проблематично и требует много времени.
- До или в процессе создания совместного бизнеса рекомендуется конкретно определить, кто и за что будет отвечать, а также четко распределить полномочия, функции и обязанности, прописав их в уставной документации.
- С самого начала деятельности компании необходимо организовать строгий финансовый, управленческий и налоговый учет. Контроль доходов и расходов поможет избежать необоснованных подозрений в тратах на личные нужды и закулисных играх. А систематический анализ финансово-хозяйственной деятельности поспособствует ее эффективности.
- Опытные бизнесмены рекомендуют заранее разработать процедуру урегулирования корпоративных споров, которая будет удовлетворять всех партнеров. К сожалению, от конфликтов нельзя уберечься на 100% и главное, чтобы в результате дискуссий рождалась истина и не плодились раздоры.
- С помощью квалифицированных специалистов необходимо создать и юридически оформить официальную систему взаимодействия, опираясь на требования и пожелания партнеров.
Партнерские отношения между компаниями
Несмотря на острую конкуренцию и жесткое отстаивание своих интересов, многие компании, тем не менее, ищут точки соприкосновения для взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества. Положительные результаты этого поиска приводят к заключению договорных соглашений, то есть к межфирменному партнерству.
Применительно к такому виду партнерских отношений уместно будет использование термина «контрагент», что в оригинальном переводе характеризует партнера, как «сумевшего договориться». При этом, в роли контрагентов могут выступать физические и юридические лица, которые вступили в соответствующие правовые отношения.
Вероятным поводом для поиска нужного контрагента-партнера вполне может стать неотложная потребность в ресурсах и активах, не предусмотренных или отсутствующих у самой компании. На основании анализа реальных потребностей формируется профиль будущего партнера и составляется список его возможностей. Далее, осуществляется подбор кандидатов, удовлетворяющих указанным параметрам.
Следует уточнить, что межфирменное партнерство может закрепляться стандартным договором либо строиться на взаимном доверии.
Виды партнерств между компаниями
Всякая организация, вступившая во взаимодействие с субъектом и оказывающая определенное влияние на него, может считаться партнером или контрагентом. Как правило, компании имеют дело с такими контрагентами:
- Дистрибьюторы, дилеры или посредники, занимающиеся реализацией товаров компании, их ремонтом и обслуживанием.
- Предприятия и организации, оказывающие компании необходимые услуги по маркетингу, аудиту, логистике и т.п.
- Участники совместного производства – контрагент отвечает за конкретную часть отдельного процесса или общего производства.
- Фирмы, с которыми компания делает общий заказ у стороннего предприятия (третьей стороны).
- Компании, партнерство с которыми в той или иной степени приносит ощутимую выгоду и не обязательно финансовую.